Центробанк (ЦБ) РФ выявляет существующие на рынке практики, когда пользователи рассрочки оказываются менее защищенными, чем заемщики, в потребительском кредитовании, рассказали "Известиям" в пресс-службе регулятора.

"Так, в одном из случаев пользователей рассрочки, задержавших платежи, вынуждали уплатить неустойку в 7%. При этом законодательно установленный размер неустойки для заемщика, просрочившего платежи по потребительскому кредиту, — не более 0,1% в день. Таким образом, финансовая организация, выдавшая денежные средства в рассрочку, установила меры ответственности за день просрочки в 70 раз больше, чем закон установил для потребительских кредитов. Такие практики подтверждают необходимость специального регулирования отношений при рассрочке", — отметили в ЦБ.

Там напомнили, что регулятор участвует в работе над соответствующим законопроектом. При этом рассматривается две модели.

"Платная рассрочка, которая по своему экономическому содержанию фактически представляет собой кредитные отношения, должна регулироваться как потребительский кредит (заем), иначе возникает регуляторный арбитраж. Соответственно, предоставлять такую рассрочку должны профессиональные кредиторы в форме потребительского кредита или займа. Сейчас же потребитель в этих отношениях не защищен, так как заключается договор поручения. Размер неустойки в этом случае ничем не ограничен, условия могут меняться, а стоимость услуги не всегда прозрачна", — объяснили в Центробанке.

Говоря про бесплатную рассрочку, там отметили, что считают возможным обсудить предоставление такой услуги специализированными операторами рассрочки. Как уточнили в ЦБ, в этом случае должны быть установлены определенные пределы, не порождающие риски для финансового положения конкретного человека и для финансовой системы.

"А также должны действовать единые правила предоставления рассрочки, в том числе раскрытия информации. Человек должен понимать, в какие отношения он вступает, кто его контрагент и каковы последствия заключения такого договора", — добавили в пресс-службе регулятора.

Там отметили, что одна из целей ЦБ — ограничение неконтролируемого роста долговой нагрузки заемщиков при сохранении нейтрального технологического пространства для операторов таких сервисов. Кроме того, рассматривается требование учитывать в кредитных историях обязательства, возникающие при использовании сервисов рассрочки, превышающих определенный лимит.