Еще в те времена, когда река Луга являлась судоходной, по ней даже ходили пассажирские пароходы. Но это было бы еще полбеды…
Фрагмент карты Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. Ист. фото - fedoroff.net
Итак: 1902 год, 29 июня. Воскресный праздничный День. Он же - Петров День, христианский праздник, который РПЦ относит к категории "великих". В 13.30 от узловой пристани поселка Преображенское (ныне – Толмачёво) отходят сразу 2 парохода. Первый носит неоригинальное название "Луга", второй – игривое "Забава". Желающих попасть на борт – тьма. Контингент, преимущественно, крестьяне, живущие сезонным промыслом в Петербурге, но в этот день прикатившие из столицы по железке, чтобы далее добраться вниз по реке до своих прибрежных деревень. (После Петрова Дня традиционно наступала пора сенокоса). Немногочисленная "чистая" публика была представлена питерскими дачниками, многие с детьми. "Луга" покрупнее и повместительнее "Забавы", потому у нее и маршрут подлиннее – 65 км, конечная остановка: пристань деревни Хилок Красногорской волости Лужского уезда. Далее – слово очевидцу:
"Пассажиров на "Лугу" набилось больше ста человек, все второклассная публика с котомками и мешками, с жалким скарбом и гостинцами для деревенских родственников. Кроме того, было принято как груз 43 пуда. Рулевой, обеспокоенный таким количеством пассажиров, обращался к одному из хозяев, Плетцеру, с просьбой рассадить пассажиров на два парохода. Плетцер сперва было не соглашался, а затем действительно человек 25, ехавших в ближайшие деревни, пересадили, так что на "Луге" осталось по счету пароходной администрации 78 человек". (ист. – "Новое время" (СПб), 03.07.1902).
Так, с грехом пополам, и отшвартовались…
Первое подробное описание реки Луги встречается в российской энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Река берет начало из озера Риттен Новгородского уезда и впадает в Лужскую губу Финского залива. Протяженность реки больше 350 километров. Дореволюционная открытка. Ист. фото - humus.livejournal.com
Пароход "Луга" был относительно новым судном. Его построили под заказ в 1895 году, в Риге. С 1900 года владельцем являлся весьма состоятельный человек, обладатель уникальной коллекции гравюр, книг, действительный статский советник Павел Дашков. И у него в Лужском уезде имелись собственные деловые интересы.
Помимо родовой усадьбы "Надбелье", здесь им принадлежали выстроенный на Оредеже лесопильный завод, и 4, включая "Лугу", парохода. Поскольку в судоходном деле братья, по всему, были ни в зуб ногой, пароходы сдавались в аренду Преображенскому речному пароходству, директор которого – Плетцер, был основателем парового пассажирского сообщения на реке Луге. И тоже – о-очень богатый.
Дом П.Я.Дашкова на углу Михайловской пл. и Итальянской ул. Уникальная коллекция Дашкова была всегда открыта для ученых и издателей, а его винный погреб славился на весь Петербург не менее уникальными коньяками и винами. Ист. фото - kartarf.ru
Двухвинтовая, 38 футов (11,5 м) в длину, двухэтажная, вышиной около 20 футов (6,1 м) "Луга" формально считалась одним из лучших судов Преображенского пароходства. Здесь, прежде всего, за счет размеров и наличия сразу двух вместительных кают. А вот за "неформальным" обратимся к свидетельствам очевидцев:
"Если кто видел пароходы, идущие по р. Луге, тот, без сомнения, согласится с тем, что ездить на этих, с позволения сказать, пароходах можно только в силу крайней необходимости и не имея другого способа передвижения. Пароходы совершенно игрушечные, узкие. Они имеют два класса и палубных пассажиров. Классы – тесные, низкие, помещаются в глубине парохода, и выход из этих классов представляется, вследствие узости прохода, крайне затруднительным. Взрослый человек не может стоять в такой каюте во весь рост – до того они узки". (ист. – "Новости дня" (Москва), 04.07.2002)
Принадлежащий Преображенскому речному пароходству пароход «Надежда» на реке Луге. 1910-е годы. Ист. фото - ФГБУК «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО»
Из-за обилия в реке Луге частых мелей и подводных камней ее тезка-пароход был судном плоскодонным, в силу чего страдал, скажем так, повышенной валкостью. Рассказывали, что конструкция парохода была такова, что если значительное количество пассажиров скапливалось у одного борта, то пароход накренялся. И тогда шкипер орал из своей рубки: "Эй, деревенщина, чего столпились у одного борта, переходи часть на другой!". А борта у "Луги" были очень низкие. На поворотах-изгибах они также изрядно черпали воду.
"Эта "Луга" отличалась особенною неустойчивостью; управлять ею мог только очень опытный рулевой, а таких у товарищества пароходства нет ни одного. Управляют пароходом товарищества в этой извилистой, местами порожистой со многими мелями реке крестьянские подростки. Редкий рейс обходится без приключений…". (ист. – "Новое время", 03.07.1902)
29 июня 1902 года рулевым "Луги" был 20-летний паренек Тимоша Егоров. "Озорной мальчишка", - как охарактеризовал его пароходный кочегар. "То шестом от берега отпихивался, а то рулевой", - вспоминал позднее один из пассажиров злополучного рейса.
Фрагмент полосы газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 02.07.1902 года. Ист. фото – из архива 47news
Далее – версии расходятся. По одной, следовавший за "Лугой" пароход "Забава" благополучно достиг своей конечной точки маршрута - села Красные Горы, что в 25 км от Преображенской пристани. По другой, в нем обнаружилась неисправность, и пароход встал. Так или иначе, но та часть пассажиров "Забавы", которой требовалось плыть дальше, пересела на "Лугу". И эта доппосадка стала последней каплей в чаше терпения паровой посудины.
Верст через десять пароход "Луга" вошел в так называемую Вязскую котловину. Так местные жители именовали ту часть реки, что расположена напротив деревни Старый Вяз. Берега здесь очень высокие, течение быстрое, а река делает крутой загиб.
"Вступив в полосу быстрого течения, пароход, сильно перегруженный, стал накреняться то на один, то на другой бок. Такая качка парохода доставляла некоторым пассажирам не мало удовольствия. Они весело хохотали, не подозревая, конечно, той грозной опасности, которая висела над их головами, и не предугадывая, что через каких-нибудь пять минут пароход постигнет страшное бедствие. Делая на загибе поворот, шкипер круто повернул руль. Момент – и неравномерно распределенный груз парохода накренил судно на левый бок. Трудно описать, что произошло в этот роковой момент". (ист. – "Петербургский листок", 02.07.1902)
Фрагмент полосы газеты «Петербургский листок». №178 от 02.07.1902 года. Ист. фото – из архива 47news
Среди бела дня, при совершенно тихой и ясной погоде, на тьфу-себе речушке пароход полностью затонул за каких-то 3-4 минуты.
"Если бы не было человеческих жертв, это крушение должно было бы производить скорее комическое, чем трагическое впечатление; точно дети забавлялись, пуская в луже игрушечный корабль, и нечаянно опрокинули его. Но вместо смеха в душе вырастает ужас, когда увидишь под парусиной ряд только что сколоченных из некрашеных досок гробов…" (ист. – "Новое время", 03.07.1902)
Катастрофа грянула столь стремительно, что пассажиры каюты 2-го класса просто не успели выбраться наружу и погибли практически все.
"Почти моментальное падение в воду, которая немедля хлынула в двери каюты и лишила публику этого выхода, совершенно ошеломило каютных пассажиров. Некоторые стали бросаться к окнам и бить их… Из-за возможности пролезть в окно и спастись разыгрывались самыя ужасныя сцены. Один отталкивал другого, борьба шла не на жизнь, а на смерть…" (ист. – "Новое время", 03.07.1902)
Число "каютных" жертв пополнили люди, которые не умели плавать - на "Луге" имелись всего 4 спасательных круга, к тому же 2 из них, те, что были укреплены на левом борту, сразу ушли под воду. Находившиеся в тот момент на берегу крестьяне деревни Старый Вяз поспешили на помощь к утопающим, благодаря чему несколько человек удалось спасти от неминуемой гибели. Палубные пассажиры выжили почти все – Луга в этом месте достаточно узка и добраться до берега вплавь особого труда не составляло.
Впоследствии самой страшной находкой водолазов станет посиневший раздувшийся труп женщины с мертвым ребенком, прижатым к груди. Рисунок из газеты «Петербургский листок» №180 от 04.07.1902 года. Ист. фото – из архива 47news
По официальным данным в Вязской котловине погибли 15 пассажиров "Луги" (их имена были опубликованы в прессе), спаслось около 60-ти человек. И вот что примечательно: всего пару дней спустя журналисты, слетевшиеся к месту катастрофы, возвращались из деревни Старый Вяз на пристань Преображенское на пароходе, которым как ни в чем не бывало рулил "озорной мальчишка" Тимошка Егоров, а в машинном отделении распоряжался тот самый, получивший травму, машинист "Луги".
"Уже пожилой мужчина со шрамом, полученным при катастрофе, спокойно поплевывал по сторонам, но конфиденциально осуждал за катастрофу рулевого; осуждать хозяев он не решался".
Машинист "не решался", а вот журналист "Петербургского листка" по сути в открытую обвинил в гибели людей олигарха лужского розлива господина Плетцера:
Рисунок из газеты «Петербургский листок» №180 от 04.07.1902 года. Ист. фото – из архива 47news
Разумеется, ни предприимчивого арендатора господина Плетцера, ни номинального владельца судна, действительного статского советника Дашкова привлекать к ответственности никто не собирался. Но наказать кого-то следовало. Виновными назначили заведующего инспекцией судоходства в бассейне Чудского и Псковского озер инженера Олехновича и начальника судоходной дистанции инженера Нелегако.
Фрагмент полосы газеты «Петербургский листок». №180 от 04.07.1902 года. Ист. фото – из архива 47news
В отличие от несчастливой "Луги", судьба пароходика "Забава" сложилась много интереснее. В 1919-м, во время наступления армии Юденича на Петроград, красногвардейцы нашли ему боевое применение. В частности, на "Забаве" по реке Луге перемещалась часть десантного отряда комиссара Толмачёва, в честь которого в будущем переименовали село Преображенское (подробнее – здесь), а заодно и пароход.
После окончания Гражданской войны судоходство по Луге и Оредежу возобновилось, бывшая "Забава", а ныне "Толмачёв" продолжил работу на местных пассажирских линиях. После войны пароход капитально отремонтировали, и вплоть до середины 1950-х он продолжал служить на линиях "Ям-Тёсово – Толмачёво" и "Толмачёво - Хилок".