Полвека назад скоропостижно скончался "секретарь Мюллера", офицер по особым поручениям Шольц. Он же – "кулацкий сын", первым исполнивший гимн Донбасса.
Будущий актер театра и кино Лаврентий Масоха родился в 1909 году на Украине. Семья жила в Киеве. Как до, так и после революции жила бедно, так что уже в 16-летнем возрасте парень поступил на завод, на котором работал его отец. Вскоре вступил в комсомол. В ту пору членство в комсомоле требовало обязательной общественной нагрузки, и в качестве таковой Лаврентий выбрал участие в работе в самодеятельной театральной студии. Выбор неслучаен – старший брат Масохи Петр (1904-1991) был на тот момент театральным актером, а в дальнейшем активно снимался в кино, дебютировав у самого Довженко.
Фрагменты рекламного постера к фильму «Большая жизнь». На рисунке актеры: Лаврентий Масоха, Борис Андреев, Петр Алейников. Ист. фото – ppt-online.org
В 1928-м Лаврентий стал студентом режиссёрского факультета Киевского музыкально-драматического института. В 1930-е Масоха снялся в десятке картин, но всесоюзная слава пришла к нему лишь перед самой войной, когда на экраны вышел фильм "Большая жизнь". Эта лента, повествующая о шахтерах Донбасса, о зарождении стахановского движения, стала абсолютным лидером советского проката по итогам 1940 года.
Довоенная пластинка с записью песни «Спят курганы темные», выпущенная артелью «Грампластмасс» Леноблрадиомузпромсоюза, располагавшейся в Красном Селе. Ист. фото – russian-records.com
В "Большой жизни" он сыграл далеко не главную роль Макара Ляготина – кулацкого сына, разоблаченного в финале как вредителя. Но зрителям обаятельный злодей запомнился. Запомнился, прежде, всего исполнением под гармошку песни "Спят курганы темные". Вскоре после выхода фильма эту песню записал на пластинку Марк Бернес – он тоже снялся в "Большой жизни", но в роли сугубо положительной. Так что идеологически правильно было перезаписать удачную песню, дабы она не ассоциировалась с кинообразом негодяя. С этого момента "Курганы темные" зазвучали. В общем-то, неудивительно – по сути, это была первая в СССР лирическая песня о трудовых буднях и без пафоса. Некоторое время она служила гимном города Макеевка Донецкой области, многие годы является гимном футбольных болельщиков "Шахтёра" и исполняется в качестве неофициального гимна ДНР.
К слову, в "Большой жизни" персонаж Масохи под все ту же гармошку исполняет еще одну песню – старинную шахтерскую "Гудки тревожно загудели":
Гудки тревожно прогудели,
Народ валит густой толпой,
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.
В годы войны на мотив этой песни появится народная переделка, также по сей день широко известная и исполняемая – "На поле танки грохотали...".
Кадр из фильма «Два бойца» (1943). Масоха в роли пулеметчика Окулиты. Ист. фото – kino-teatr.ru
На фронт Лаврентий Масоха не попал. В 1941-1945 он воевал на экране, снявшись в таких фильмах, как: "Поединок", "Жди меня", "Это было в Донбассе", "Два бойца". В последнем Масохе довелось снова встретиться на одной съемочной площадке с Марком Бернесом. Более того, в финале картины они уже дуэтом исполнили еще одну запоминающуюся песню: "Споем, товарищ боевой, о славе Ленинграда!".
А вот судьба Масохи-старшего сложилась много трагичнее: будучи актером, Петр Масоха оказался на оккупированной территории, угодил в плен. Освобожден из лагеря частями Красной Армии, в Берлине участвовал в концертах для солдат-освободителей, а по возвращению домой попал в черные списки как побывавший на оккупированных территориях. Ему было запрещено сниматься в кино и служить в столичных театрах, и сей запрет отменили лишь во времена хрущевской оттепели. Считается, что с того времени своего рода тень неблагонадежности легла и на брата младшего. Так или иначе, но в послевоенное время в фильмографии Лаврентия Масохи преобладали роли подлецов, фашистов, анархистов, провокаторов. То были, как правило, роли небольшие, но зато негодяи – неизменно яркие, запоминающиеся.
Кадр из фильма «Олеко Дундич» (1958; Копродукция СССР и Югославия). Масоха в роли трактирщика. Ист. фото – kino-teatr.ru
Вот и Татьяна Лиознова, приступая к съемкам ныне культовых "Семнадцати мгновений весны", взяла на карандаш 61-летнего, уже на всю голову седовласого Масоху. На роль секретаря Мюллера, офицера по особым поручениям, штандартенфюрера СС Шольца. По сценарию Шольц появляется во всех 12 сериях фильма. Актер справлялся со своей маленькой ролью, отснялся было уже почти во всем материале, как вдруг…
Рассказывает исполнитель роли Мюллера, народный артист СССР Леонид Броневой (1928-2017): "В фильме Масоха играл моего адъютанта. Он должен был войти в кабинет и сказать: "Группенфюрер, штандартенфюрер Штирлиц прибыл". И вот Лиознова говорит: "Мотор, начали". А он: "Группенфюрер, штардартер..." Лиознова: "Стоп. Еще раз. Собрались. Начали. Мотор". А он опять то же самое и так несколько раз. Лиознова рассердилась: "Безобразие, сколько можно пленки тратить? Вы же опытный артист! Перерыв". Мы с ним пошли попить чайку. Он был очень расстроен, и я его успокаивал. Очень трудно русскому человеку такое выговорить. Это предложение даже годится на роль скороговорки для театральной студии. После перерыва он начал: "Группенфюрер, штандартенфюрер ШтРиРлиц..." Лиознова, режиссер очень требовательный, закричала: "Все, конец смене. Хватит". А через несколько дней этот артист умер. Вот как он переживал. Пошел в ресторан ВТО. Взял грамм 50 водки и так за столом и отдал богу душу..." (ист. – Ф. Раззаков, "Наше любимое кино о войне", М., 2005, стр. 409)
Советская кинооткрытка 1960-х годов. Ист. фото – vk.com
Так, ровно полвека назад, 20 июня 1971 года он ушел из жизни. А через два года на телеэкранах страны с невероятным успехом прошла премьера "Семнадцати мгновений весны". Вот только из сценария фильма пришлось убрать несколько сцен с Шольцом, которые так и не успели снять. Правда в 11-й серии Шольц все-таки появляется.
Игорь Шушарин, 47news