"Толстый, потный и нахальный авантюрист", "без него не встречались монархи", но именно такой родил в Петербурге наше кино.
"Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу", – цитата из рецензии дореволюционного критика на первый отечественный кинофильм.
Снимали Волгу в Сестрорецком Разливе. Там и началась история российского кино.
В один из июльских дней 1908 года здесь высадилась внушительная банда петербургских киношников. Одних статистов – под полторы сотни, да аппаратура, реквизит… Конечно, картонные кинжалы. Поскольку сценариус Василия Гончарова, по которому снималась фильма, являл собой вольный пересказ хитовой песни "Из-за острова на стрежень". Той самой, что про атамана Стеньку Разина, его ватажников и персидскую княжну. Удивительное дело: либеральные голливуды дебютировали в сюжетном кино с шовинистической агитки "Долой испанский флаг!" (1898), а наши, реакционно-монархические, стартовали с байопика о преданном анафеме бунтаре.
Кадр из фильма «Понизовая вольница». В роли р. Волги – оз. Разлив. Ист. фото: kinotree.ru
Всю натурную съемку провернули одним днем и умудрились использовать несколько новаторских киноприемов. Например, впервые в мировой практике был применен наезд камеры: в четвертой картине - "Ревность заговорила" она приближается к страдающей физиономии Разина, взревновавшего персидскую княжну к принцу Гасану. И это совсем даже не ерунда. На заре кинематографа все сцены снимали с одной точки, статично: зум-объективов еще не создали, и достигнуть эффекта укрупнения можно было лишь путем плавного перемещения киноаппарата. А тот весил без малого пуд, какое там плавное. Яркий финал, где Стенька подхватывает княжну и швыряет ее в волжскую воду сестрорецкого розлива, также снят спецэффектом. Попробуйте подхватить пышнотелую актрису на рывок, пару секунд удержать ее на вытянутых руках над головой, а затем метнуть на несколько метров вперед. Пришлось подменять актрису манекеном, скрывая этот момент монтажной склейкой.
Разъяснительный титр из фильма «Понизовая вольница». Ист. фото: vk.com
А еще продюсер сумел уговорить композитора Ипполитова-Иванова – почтенного человека, ректора московской консерватории, написать оригинальный саундтрек. Так родилась знаменитая увертюра "Вниз по матушке по Волге", и вскоре владельцы кинотеатров будут приобретать вместе с копией фильма грампластинку с записью музыки как альтернативу таперу. С каждой такой пластинки маститый композитор, живой классик будет получать… ничего. А нечего было связаться с таким персонажем, как Дранков, кто по оценке современников "маленький, толстый, толстогубый, с ярко-рыжими волосами, всегда потный, развязный и нахальный, черт знает что...". Но тут, что называется, профессия обязывает. Карьеру-то Дранков начинал как хроникер-стрингер. Он же предприимчивый авантюрист, жуликоватый делец, мастер эпатажа и король сенсаций. На заре ХХ-го века содержатель в Севастополе не то танцклассов с услугами борделя, не то борделя с услугами танцев.
Увлекшись фотографией, Дранков перебирается из Крыма в Петербург, где открывает собственную фотостудию. За удачные снимки Николая II удостаивается звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". Его фотографии печатают "Нива", лондонская "Таймс", парижский "Иллюстрасьон".
Иван Дранков. Ист. фото: culture.ru
В 1907 году у Дранкова новое, переросшее в страсть увлечение – синема. Он организует первое в столице киноателье с офисом на Невском. С гигантской красивой вывеской снаружи, и с жалкой служебной каморкой внутри. Прежде чем подступить к игровому кино, набивает руку на хронике - снимает новостные движущиеся картинки: "Буксирное движение на Неве", "Смотр Преображенского полка в Царском Селе", "Вестингаузский трамвай". Каждую неделю – новые сюжеты. При этом Дранков – первый отечественный папарацци, взявший на вооружение метод скрытой камеры.
В 1908 году он тайно проникает на территорию усадьбы в Ясной Поляне, прячется в нужнике, и через вентиляционное сердечко на двери снимает, как Лев Толстой прогуливается. Далее, проявив недюжинную смекалку, Дранков снимет видовую фильму "Максим Горький на Капри". Точнее будет сказать: "Горький, обнаружив скрытую камеру, сверкая пятками убегает от назойливого Дранкова", и сюжет, запечатлевший завтрак Петра Столыпина в приватном кругу друзей в саду Елагина дворца.
"Человек этот был поистине вездесущ: на парадах, похоронах, дерби, пожарах, обвалах, наводнениях, встречах коронованных особ самым непостижимым образом он умудрялся поспевать вовремя. Без него не хоронили, не горели здания, не бушевали стихии, не встречались монархи", – так писали о Дранкове очевидцы.
Газетная реклама киноателье Дранкова. 1908 год. Ист. фото: cinemafirst.ru
Повышая индекс узнаваемости, он носил попугайских раскрасок костюмы и разъезжал на канареечного цвета кабриолете, на борту которого красовался лейбл его киноателье – два целующихся голубых павлина. Последнее неспроста: в жизни Дранков больше всего любил женщин и птиц. И вот теперь, летом 1908 года, уловив в обществе спрос на патриотизм, Дранков, выступая против господствовавших на кинорынке заграничных картин, снимает первый отечественный игровой фильм, публично объявляя себя "первым кинопатриотом России".
Премьера "Понизовая вольница" (второе название "Стенька Разин и княжна") состоялась 15 октября 1908 года в Москве. В тот день фильм показали сразу в двух местах — в Летнем театре и театре "Аквариум", и эту дату теперь принято считать днем рождения российского кино.
Пять дней спустя "Вольницу" увидела столичная публика. Питерские показы проходили в электротеатре "Колизей" – не в том, который на Невском, а в отдельно стоящем деревянном здании на Кронверкском проспекте, что напротив Александровского сада. Мало того, что "Колизей" обладал самым большим в России экранным полотном, так еще и для музыкального сопровождения показов запустили живой звук – синоидальный хор певчих. Зрелище было грандиозное, хотя сам новорожденный оказался весьма скромных размеров: семь с половиной минут проекции на шесть сумбурных сцен-эпизодов, смыслово соединенных пояснительными титрами.
"В техническом отношении она исполнена прекрасно", – сходились во мнении критики, но тут же и сетовали: "Жаль только, что лента коротка".
Оригинальная афиша фильма. 1908 год. Ист. фото: culture.ru
Далее "Вольница" начала победоносное шествие вглубь России. Ателье Дранкова не успевало штамповать копии, продавая ч/б по 120 рублей, а версию-крашенку — по 124 (в современных рублях – около 130 000). Уже к середине ноября "историческую былину" показали практически во всех городах империи, где имелись театры-синематографы. Фильм продолжал оставаться фаворитом русского проката до конца 1911 года – момента выпуска первого отечественного блокбастера "Оборона Севастополя".
С советской властью отношения у Дранкова не сложились. Вышло строго по Бендеру: "Она хочет строить социализм, а я не хочу". Дальнейший жизненный путь — это маршрут классического русского эмигранта: Киев, белый Крым, вавилонский Константинополь.
В булгаковской пьесе "Бег", в стамбульских его сценах, выведен колоритный персонаж Артур Артурович, устроитель тараканьих бегов. Говорят, что его прототипом был Дранков.
Из Константинополя перебрался в Штаты. Попытался зацепиться за Голливуд, но и здесь не получилось. Умер в 1949 году, но все же в Сан-Франциско.
Первый отечественный игровой фильм, первый российский многосерийный фильм "Сонька Золотая Ручка", первая в России школа кинооператоров, организация первого конкурса сценаристов, экспорт русских фильмов за границу, плагиат творческих идей и воровство сценариусов — всё это он.
Игорь Шушарин,
для 47news