Катамаран-гигант пережил революцию, две войны и блокаду Ленинграда. В приключения его отправляла царская дочь, а теперь на борту "Приз".

В конце апреля экипаж корабля в Севастополе отбил атаку противокорабельной ракеты. Упавшие осколки вызвали возгорание, с которым удалось оперативно справиться, сообщил губернатор города Михаил Развожаев. Там же ошвартован один из старейших кораблей мира - спасатель подводных лодок "Коммуна". На воде и в составе флота он почти 111 лет.

Будущая "Коммуна" на стапелях Фото: принтскрин сайта "История.рф"

С суши спущен в 1913-м, а достройку рабочие Путиловского (ныне - Кировского) завода закончили к лету 1915-го. Военно-морской флот империи только что вооружился подлодками, нужно было судно для их оперативного ремонта и спасения. Образцом стали немецкие катамараны, но отечественных конструкторов ориентировали на тотальное импортозамещение: иностранные детали и комплектующие разрешалось брать, только если аналогов совсем не было в России.

В те времена суда называли в честь рек, первое имя корабля - "Волхов". Бутылку шампанского о борт разбила третья дочь Николая II - великая княжна Мария Романова.  Тогда произошел казус. При спуске на воду корабль вдруг застыл на полтора часа. Суеверные моряки назвали знак мистическим и прочили судну необычную судьбу.

2024-05-11_17-56-23.png Фото: принтскрин сайта "История.рф"
Подъем первой подлодки

У царских инженеров получилась громадина длиной в 96 метров, шириной в 18,5. Водоизмещение - 3100 тонн, в два раза больше, чем у немецкого прототипа. Корпус корабля выполнен в форме катамарана - подводные лодки вставали между бортами. Подъемники размещены на четырех фермах-арках над палубой. Члены экипажа и эксперты в судостроении объясняли долговечность корпуса корабля: использовался особый слой вороненой стали, благодаря ему "Коммуна" не гниет. Первый капремонт судно прошло в 1958-м. С тех пор большая часть надводных элементов менялась.

После завершения стройки корабль приписан к Балтийскому флоту. Первый "боевой" выход совершил в 1917 году - у Аландских островов поднимал субмарину "Единорогъ", что затонула во время учебного погружения. Тогда водолазы опускались на глубину 13 метров.

Бойня Гражданской войны не пощадила экипаж, в 1922-м судно переименовано и встало на службу советского флота. В 1928-м команда подняла со дна Финского залива английскую подлодку L-55, что лежала там девять лет после подрыва на мине. Моряков благодарила королева Великобритании, а советские конструкторы разобрали корпус для будущих подлодок "Ленинец" и "Щука". Позже восстановленная британская субмарина служила в советской армии плавучей зарядной станцией.

В начале Великой Отечественной "Коммуну" перевели в Кронштадт. С марта 1942-го экипаж дежурил на Ладожском озере. 32 водолаза поднимали затонувшие "полуторки", грузы и военную технику. В общей сложности - больше 400 погружений.

"В годы войны судно использовалось, в том числе, и как плавучая база, где ремонтировали подводные лодки, получившие повреждения. Их поднимали между корпусами "Коммуны", проводили сварочные и другие восстановительные работы. В частности, латали подлодку "Малютка", которой командовал Александр Маринеско", - рассказывал ведомственному журналу Минобороны "Армейский стандарт" штурман Олег Евдокимов.

Память о дореволюционной эпохе хранят интерьеры судна. В кают-компании - фортепиано фирмы "Дитрихс" 1914 года.

В 1967 году "Коммуна" обошла всю Европу и принята в состав Черноморского флота. Со дна поднимала и корабли, и субмарины с самолетами. В середине 1980-х едва не ушла на металлолом: военный экипаж расформировали, а корабль передали ученым, но для них содержание "Коммуны" было неподъемным. В итоге ее вернули в состав ВМФ.

Современные подводные лодки весом в 4-5 тысяч тонн старейший корабль поднимать не может. На борту катамарана размещен глубоководный батискаф "Приз". "Коммуна" сопровождает черноморские подлодки в учебных походах. В новейшей истории по назначению корабль также использовали несколько раз: в 2017-м с борта был спущен "Приз" для стыковки с дизель-электрической подводной лодкой "Старый Оскол", которая залегла на грунте. Сообщалось, что в 2022-м экипаж обследовал участок Черного моря, где затонул крейсер "Москва".